Содержание 1. Общие характеристики образовательного учреждения 2. Структура управления 3. Условия реализации образовательного процесса 4. Особенности образовательного процесса в МБДОУ 5. Сохранение и укрепление здоровья воспитанников 6. Организация питания 7. Обеспечение безопасности воспитанников 8. Социальное партнерство 9. Перспективы развития МБДОУ 10. Показатели деятельности МБДОУ 1.Общие характеристики образовательного учреждения Полное наименование: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 муниципального образования «Город Донецк» Краткое наименование: МБДОУ детский сад № 1 г.Донецка Учредитель ДОУ: муниципальное образование «город Донецк», полномочия которого осуществляет администрация города Донецка Заведующий ДОУ: Русинова Елена Владимировна Фактический (юридический) адрес: 346330 г. Донецк Ростовской области, улица Братьев Дорошевых, дом 23 Телефон: (86368) 2 – 85- 65 E-mail: cheburashka-detsad1@yandex.ru Официальный сайт ДОУ: don-usli1.tvoysadik.ru Детский сад функционирует с 1953 г. Дата регистрации Устава учреждения: 20.08.2015 г. Лицензия на образовательную деятельность: серия 61Л01 регистрационный № 0002739 от 07 июля 2015 года Организационно-правовая форма ДОУ: Муниципальное бюджетное учреждение тип – дошкольное образовательное учреждение Основной предмет деятельности: реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Режим работы ДОУ: пятидневная рабочая неделя с пребыванием воспитанников с 7.30 до 18.00 часов МБДОУ в своей деятельности руководствуются Федеральными законами, Указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, решениями соответствующего государственного или муниципального органа, осуществляющего управление в сфере образования, Уставом ДОУ, договором, заключаемым между ДОУ и родителями (законными представителями). Содержание образовательного процесса в учреждении определяется Образовательной программой детского сада, основная цель которой: построение целостного педагогического процесса, обеспечивающего полноценное всестороннее развитие ребенка, развитие познавательной и творческой активности и ранней социализации, сохранения здоровья детей. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 г.Донецка (далее ДОУ) расположено в одноэтажном здании проектной мощностью 55 мест. В настоящее время в ДОУ функционирует 3 группы: 1 группа раннего возраста и 2 группы дошкольного возраста. Возраст детей, посещающих ДОУ от 1,5 до 7 лет. Плановая наполняемость: 55 человек Количество групп: 3 Фактическое количество детей на 01.09.2022 г.: 55 человек Дети распределены по возрастным группам следующим образом: № Группа Название Возраст детей п/п Количество детей 1 Группа раннего возраста №1 «Малышок» от 1,5 до 3-х лет 15 2 Младшая разновозрастная «Почемучки» От 3-х до 5-и 20 группа № 3 3 лет Старшая разновозрастная «Непоседы» от 5-и до 7-и лет 20 группа № 2 Основные сведения о родителях воспитанников Сравнительный анализ образовательного ценза родителей № п/п 1 2 3 4 Категория родителей С высшим образованием Со средним-специальным и профессионально-техническим образованием Со средним образованием Без образования 2020 г. 2021 г. 2022 г. 10 64 16 85 21 80 14 15 29 Сравнительный анализ занятости родителей в сфере экономики № п/п 2020 г. 2021 г. 2022 г. Категория родителей 1 Рабочие 59 72 73 2 Служащие 24 35 37 3 Предприниматели 3 3 4 4 Не имеющие постоянной работы 2 6 6 Контингент воспитанников социально благополучный. Преобладают дети из полных семей, дети из семей рабочих. Основной состав родителей в возрасте до 40 лет. Родители воспитанников в большинстве имеют среднее специальное образование. 2. Структура управления Управление ДОУ осуществляется в соответствии с законодательством РФ и Уставом и построено на сочетании принципов единоначалия – заведующего МБДОУ и самоуправления – педагогический совет, общее собрание коллектива, профсоюзный комитет, родительский комитет. Связи и отношения субъектов характеризуются одновременно и субординацией и координацией. Эта структура управления учитывает адаптивный характер деятельности ДОУ и включает в процесс управления представителей общественности, педагогов и родителей. 3. Условия реализации образовательного процесса В учреждении имеется определенная материально-техническая база, создана предметно-развивающая среда, соответствующая санитарным, методическим требованиям. Оборудование групповых комнат включает: игровую, познавательную, учебную, физкультурную зоны, зону отдыха. Все базовые компоненты развивающей предметной среды включают оптимальные условия для полноценного физического, познавательного, социально-коммуникативного, речевого, художественно-эстетического развития детей. Эти компоненты обеспечивают возможность организации разнообразных видов детской деятельности по интересам. Образовательная среда в ДОУ создана с учетом возрастных возможностей детей, их интересов и конструировалась таким образом, чтобы ребенок в течение дня в детском саду мог найти для себя увлекательное дело, занятие. В ДОУ оборудованы: музыкальный зал, кабинет психолога, столовая. Территория, прилегающая к зданию и используемая для прогулок и игр на свежем воздухе, рассматривается как часть развивающего пространства, в пределах которого осуществляется игровая и свободная деятельность детей. Воспитательно – образовательный процесс обеспечивают 6 педагогов в том числе:, педагог-психолог, музыкальный руководитель. Из них: 17% - имеют высшее образование 50% - среднее профессиональное образование 33,3% – высшее педагогическое образование 33,3% - высшую квалификационную категорию 16,6% - первую квалификационную категорию Дошкольное образовательное учреждение полностью педагогическими кадрами согласно штатного расписания. Возрастной ценз и стаж работы педагогов Возрастной ценз в % от 20 лет от 30 лет до 40 до 30 от 40 лет укомплектовано Стаж работы в % свыше 50 до 50 от 1 года от 5 лет от 10 свыше до 10 до 20 20 5 лет 1 ч.- 1 1 3 ч. – 1 ч. – 1 ч. – 1 4 ч.- 16,6% 16,6% 16.6% 50,2 % 16,7 % 16,6% 16,6% 66,8 % 4. Особенности образовательного процесса в ДОУ Стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках. Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального образования еще и тем, что к дошкольному образованию не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы. ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Ведущими видами детской деятельности станут: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации. Это: Совместная (партнерская) деятельность педагога с детьми: Образовательная деятельность в режимных моментах; Организованная образовательная деятельность; Самостоятельная деятельность детей. Образовательная деятельность осуществляется в различных видах деятельности и охватывает структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области): Социально-коммуникативное развитие; Познавательное развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие; Физическое развитие. Содержание образовательных областей может реализовываться в различных видах деятельности: В раннем возрасте (1год – 3 года) – предметная деятельность и игры с составными динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и др.), общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов. Рассматривание картинок, двигательная активность; Для детей дошкольного возраста (3 года – 8 лет) – ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру. Игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкальноритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка. Организованная образовательная деятельность представляет собой организацию совместной деятельности педагога с детьми: с одним ребенком; с подгруппой детей; с целой группой детей. Выбор количества детей зависит от: возрастных и индивидуальных особенностей детей; вида деятельности (игровая, познавательно - исследовательская, двигательная, продуктивная) их интереса к данному занятию; сложности материала; Но необходимо помнить, что каждый ребенок должен получить одинаковые стартовые возможности для обучения в школе. Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей. Занятия – это специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. Но процесс обучения остается. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми. Между тем необходимо понимать разницу между «старым» обучением и «новым». Организованная образовательная деятельность в виде учебной деятельности через организацию детских видов деятельности 1. Ребенок – объект формирующих педагогических воздействий взрослого человека. Взрослый – главный. Он руководит и управляет ребенком. 1. Ребенок и взрослый – оба субъекты взаимодействия. Они равны по значимости. Каждый в равной степени ценен. Хотя взрослый, конечно, и старше, и опытнее. 2. Активность взрослого выше, чем активность ребенка, в том числе и речевая (взрослый «много» говорит) 2. Активность ребенка по крайней мере не меньше, чем активность взрослого 3. Основная деятельность – учебная. Главный результат учебной деятельности – решение какой-либо учебной задачи, поставленной перед детьми взрослым. Цель – знания, умения и навыки детей. Активность детей нужна для достижения этой цели. 3. Основная деятельность – это так называемые детские виды деятельности. Цель- подлинная активность (деятельность) детей, а освоение знаний, умений и навыков – побочный эффект этой активности. 4. Основная модель организации образовательного процесса – учебная. 4. Основная модель организации образовательного процесса – совместная деятельность взрослого и ребенка 5. Основная форма работы с детьми занятие. 5. Основные формы работы с детьми – рассматривание, наблюдения, беседы, разговоры, экспериментирование исследования, коллекционирование, чтение, реализация проектов, мастерская и т.д 6. Применяются в основном так называемые прямые методы обучения (при частом использовании опосредованных) 6. Применяются в основном так называемые опосредованные методы обучения (при частичном использовании прямых) 7. Мотивы обучения на занятии, как правило, не связаны с интересом детей к самой учебной деятельности. «Удерживает» детей на занятии авторитет взрослого. Именно поэтому педагогам зачастую приходится «Украшать» занятие наглядностью, игровыми приемами, персонажами, чтобы облечь учебный процесс в привлекательную для дошкольников форму. Но ведь «подлинная цель взрослого вовсе не поиграть, а использовать игрушку для мотивации освоения непривлекательных для детей предметных знаний». 7. Мотивы обучения, осуществляемого как организация детских видов деятельности, связаны в первую очередь с интересом детей к этим видам деятельности 8. Все дети обязательно должны присутствовать на занятии 8. Допускаются так называемые свободные «вход» и «выход» детей, что вовсе не предполагает провозглашения анархии в детском саду. Уважая ребенка, его состояние, настроение, предпочтение и интересы, взрослый обязан предоставить ему возможность выбора – участвовать или не участвовать вместе с другими детьми в совместном деле, но при этом вправе потребовать такого же уважения и к участникам этого совместного дела. 9. Образовательный процесс в значительной степени регламентирован. Главное для взрослого – двигаться по заранее намеченному плану, программе. Педагог часто опирается на подготовленный конспект занятия, в котором расписаны реплики и вопросы взрослого, ответы детей 9. Образовательный процесс предполагает внесение изменений (корректив) в планы, программы с учетом потребностей и интересов детей, конспекты могут использоваться частично, для заимствования фактического материала (например, интересных сведений о композиторах, писателях, художниках и их произведениях), отдельных методов и приемов и др., но не как «готовый образец» образовательного процесса. Образовательная деятельность детей в режиме дня. Помимо организованной образовательной деятельности воспитателем должны быть запланирована и образовательная деятельность в режиме дня: В утренние и вечерние часы На прогулке При проведении режимных моментов. Цели образовательной деятельности в режиме дня: Охрана здоровья и формирование основы культуры здоровья; Формирование у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) Освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений Формирование у детей положительного отношения к труду. Формы проведения образовательной деятельности в режиме дня: Подвижные игры с правилами (в том числе народные), игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, физкультурные минутки; Оздоровительные и закаливающие процедуры, здоровьесберегающие мероприятия, тематические беседы и рассказы, компьютерные презентации, творческие и исследовательские проекты, упражнения по освоению культурно-гигиенических навыков; Анализ проблемных ситуаций, игровые ситуации по формированию культуры безопасности, беседы, рассказы, практические упражнения, прогулки по экологической тропе; Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические), творческие сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные; Опыты и эксперименты, дежурства, труд (в рамках практико-ориетированных проектов), коллекционирование, моделирование, игры- драматизации, Беседы, речевые ситуации, составление рассказывание сказок, пересказы, отгадывание загадок, разучивание потешек, стихов, песенок, ситуативные разговоры; Слушание исполнение музыкальных произведений, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры и импровизации, Вернисажи детского творчества, выставки изобразительного искусства, мастерские детского творчества и др. Самостоятельная деятельность детей. По санитарно-эпидемиологическим требованиям к содержанию и организации работы в дошкольных организациях на самостоятельную деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее 3-4 часов. Но это не значит, что ребенок должен быть предоставлен самому себе. Для организации самостоятельной деятельности детей создаётся развивающая предметно- пространственная среда и присмотр и уход за каждым ребенком. Программно-методическое сопровождение образовательного процесса, необходимого для реализации ФГОС ДО Основной программой, реализуемой в ДОУ, обеспечивающей целостность воспитательно-образовательного процесса, является образовательная программа, разработанная в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155), в соответствии с примерной основной образовательной программой дошкольного образования, на основе примерной общеобразовательной программы для ДОУ «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Направления развития Основное содержание работы Методики и пособия Физическое развитие Включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). Познавательное развитие Предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Э.Я. Степаненкова «Сборник подвижных игр. Для занятий с детьми 2-7 лет». Л.И. Пензулаева «Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений для детей 3-7 лет». Л.И. Пензулаева «Физическая культура в детском саду. Младшая группа. Для занятий с детьми 3-4 лет». Л.И. Пензулаева «Физическая культура в детском саду. Средняя группа. Для занятий с детьми 4-5 лет». Л.И. Пензулаева «Физическая культура в детском саду. Старшая группа. Для занятий с детьми 5-6 лет». Л.И. Пензулаева «Физическая культура в детском саду. Подготовительная к школе группа. Для занятий с детьми 6-7 лет». Картотека дидактических игр «Здоровье» Физкультурные досуги Физкультурные праздники Комплекс физминуток Папка-передвижка «Детские заболевания» Л.В.Куцакова «Конструирование из строительного материала. Средняя группа. Для занятий с детьми 4-5 лет» Л.В.Куцакова «Конструирование из строительного материала. Старшая группа. Для занятий с детьми 5-6 лет» Л.В.Куцакова «Конструирование из строительного материала. Подготовительная к школе группа. Для занятий с детьми 6-7 лет» О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением. Для занятий с детьми 3-4 лет» О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением. Для занятий с детьми 4-5 лет» О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением. Для занятий с детьми 5-6 лет» О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением. Для занятий с детьми 6-7 лет» О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду. Вторая группа раннего возраста. Для занятий с детьми 23года» О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду. Младшая группа. Для занятий с детьми 3-4 лет» О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду. Средняя группа. Для занятий с детьми 4-5 лет». О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. Для занятий с детьми 5-6 лет». Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов «Познавательноисследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет». Е.Е. Крашенников, О.Л Холодова «Развитие познавательных способностей дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет». Н.Е.Веракса, А.Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 5-7 лет». Л.Ю. Павлова «Сборник дидактических игр по ознакомлению окружающим миром. Для занятий с детьми 4-7 лет». О.А. Шиян «Развитие творческого мышления. Работаем по сказке» И.А. Помораева, В.А.Позина «Занятия по формированию элементарных математических представлений. Для занятий с детьми 2-3 лет». И.А. Помораева, В.А.Позина «Занятия по формированию элементарных математических представлений. Для занятий с детьми 3-4 лет». И.А. Помораева,В.А.Позина «Занятия по формированию элементарных математических представлений. Для занятий с детьми 4-5 лет». И.А. Помораева, В.А.Позина «Занятия по формированию элементарных математических представлений. Для занятий с детьми 5-6 лет». И.А. Помораева, В.А.Позина «Занятия по формированию элементарных математических представлений. Для занятий с детьми 6-7 лет». С.Н.Теплюк «Занятия на прогулке с малышами. Для работы с детьми 2-4 лет». Речевое развитие Включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Социально-коммуникативное развитие Направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду. Для занятий с детьми 2-3 лет». В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду. Для занятий с детьми 3-4 лет». В.В.Гербова «Развитие речи в детском саду. Для занятий с детьми 6-7 лет». В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада». В.В. Гербова, А.И. Максаков «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада». В.В. Гербова «Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада». В.В. Гербова «Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада». В.В. Гербова «Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет». В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в средней группе детского сада». В.В. Гербова «Занятия по развитию речи в средней группе детского сада». А.И. Максаков «Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников» Л.В.Куцакова «Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3-7 лет» Р.С. Буре «Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет» Т.Ф. Саулина «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения. Для занятий с детьми 3-7 лет» К.Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников. Для занятий с детьми 2-7 лет» Н.Ф. Губанова «Игровая деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 2-7 лет» Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолаева, С.Ю. Мещерякова, Е.О. Смирнова «Диагностика психического развития ребенка. Младенческий и ранний возраст» А.Н. Веракса «Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника. Для занятий с детьми 5-7 лет» Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности. Вторая группа раннего возраста. Для занятий с детьми 2-3 лет» Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности. Младшая группа. Для занятий с детьми 3-4 лет» Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности. Средняя группа. Для занятий с детьми 4-5 лет» Художественно-эстетическое развитие Предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Государственная символика Российской Федерации (комплект плакатов) Защитники Отечества (беседы с ребенком) Безопасность на дороге (сложные ситуации) Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 3-4 лет». Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет». Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 6-7 лет». Т.С. Комарова «Развитие художественных способностей дошкольников». Т.С. Комарова «Народное искусство в воспитании дошкольников». Хохломская роспись 1 (учимся рисовать) Хохломская роспись 2 (учимся рисовать) Гжель 1 (учимся рисовать) Дымковская игрушка 1 (учимся рисовать) Чудесная гжель (искусство детям) Сказочная гжель (искусство детям) Дымковская игрушка (искусство детям) Городецкая роспись (искусство детям) Расскажите детям о музыкальных инструментах В рамках дополнительного образования в МДОУ осуществляется деятельность, направленная на обеспечение образовательного запроса родителей и индивидуальных интересов и склонностей детей, предусматривается, что каждый ребенок в вечернее время задействован не больше чем в двух кружках, продолжительность которых 20-25 минут. Образовательный процесс на базе МБДОУ детского сада № 1 г.Донецка осуществляется на основе Учебного плана, расписания непосредственно образовательной деятельности разработанных с учётом «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений». При организации режима пребывания детей занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводятся в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности. В группах для детей от 1,5 до 3 лет организованная образовательная деятельность осуществляется в первую половину дня ежедневно. В группах для детей от 3 до 7 лет организованная образовательная деятельность осуществляется в первую и во вторую половину дня ежедневно, частично по подгруппам. Для профилактики утомления детей занятия познавательно-речевого направления сочетаются с занятиями физического и художественно-эстетического направления. Продолжительность занятий соответствует санитарно - эпидемиологическим требованиям. В середине занятий проводятся физминутки. Перерывы между занятиями – 10 минут. При выборе методик обучения в детском саду предпочтение отдается развивающим методикам, способствующим формированию познавательной, социальной сфер развития. Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению Программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса – совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей. Решение образовательных задач в рамках первой модели – совместной деятельности взрослого и детей осуществляется как в виде организованной образовательной деятельности, так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов. Организованная образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательноисследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, а также чтения художественной литературы) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач. Уровень развития детей ДОУ, как результат воспитательно-образовательного процесса представлен в данной таблице Высокий Средний Низкий Направление развития уровень % уровень % уровень % сентябрь май сентябрь май сентябрь май Физическое 38 15 47 38 47 15 Социальнокоммуникативное 28 24 48 52 38 10 Познавательное 34 20 46 34 46 20 Речевое 33 26 41 41 47 12 Художественноэстетическое 37 19 44 37 44 19 Диагностические данные позволяют сделать вывод, что в начале и в конце учебного года показывает рост усвоения программного материала детьми, т.е. прослеживается положительная динамика развития ребёнка по всем видам деятельности. Анализ качества освоения детьми отдельных разделов программы позволяет выстроить следующий рейтинговый порядок. Наиболее высокие показатели показаны детьми по разделам: социально-коммуникативное, речевое развитие. Несколько ниже: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Проводимые мероприятия способствовали профессиональному росту педагогов: уточнению знаний отдельных методик, овладению практическими навыками в области педагогики и психологии. Педагоги используют в своей работе личностно-ориентированную направленность, строят образовательный процесс с учетом поставленных целей и задач, индивидуальных особенностей детей, используют информационные компьютерные технологии. Таким образом, содержание и организация образовательного процесса обеспечивают разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому, физическому развитию. 5. Сохранение и укрепление здоровья воспитанников Охрана и укрепление здоровья детей, всестороннее физическое развитие, закаливание организма – одно из направлений деятельности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 1 муниципального образования «Город Донецк», поскольку полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа “здоровый ребенок – успешный ребенок”, коллектив считает невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Поэтому в настоящее время в качестве одного из направлений педагогической деятельности является создание здоровьесберегающей среды в условиях детского сада. В ДОУ налажена система взаимодействия всех служб: медицинской, воспитательной, методической. Созданы условия, отвечающие медицинским и воспитательно-образовательным требованиям по сохранению и укреплению здоровья детей, а также повышению их работоспособности. Медицинский блок включает кабинет для приёма детей, изолятор. Медицинское обслуживание детей осуществляет медицинская сестра детской поликлиники ЦГБ. Учитывая индивидуальные особенности состояния здоровья ребёнка, перенесённые инфекционные заболевания, эмоциональный настрой, дети распределяются по группам здоровья и намечаются пути их оздоровления. Сравнительный анализ состояния здоровья воспитанников № 1. 2. 3. Контингент детей 2020 г. 2021 г. 2022 г. Первая группа здоровья 28 32 42 Вторая группа здоровья 30 27 13 Третья группа здоровья 0 0 0 Среди них: - тубинфицированные 0 0 1 -нарушения опорно0 0 0 двигательного аппарата -заболевания сердечно0 0 0 сосудистой системы -заболевания желудочно0 0 1 кишечного тракта - часто болеющие дети 27 20 13 - дефекты речи 7 3 4 - лор-заболевания 1 1 0 - эндокринная патология 0 0 2 - болезни крови 0 0 0 - урологические заболевания 0 0 0 - хирургические заболевания 2 3 0 -органов дыхания 0 000 - на учёте у невролога 0 0 - аллергические заболевания 3 1 - болезни органов зрения 0 0 С учетом данных анализа состояния здоровья детей проводится реабилитационная работа под контролем участкового врача-педиатра. При организации учебного процесса данные о состоянии здоровья детей учитываются, и осуществляется медикопедагогический контроль. На основании бесед и наблюдений за поведением ребенка в группе медсестрой даются рекомендации педагогам и родителям. В детском саду соблюдается оптимальный воздушно-тепловой режим. Все дети обеспечиваются трёхразовым питанием. Состояние помещений детского сада соответствует гигиеническим требованиям. С целью снижения заболеваемости проводятся профилактические и закаливающие мероприятия. При этом соблюдаются все правила закаливания: индивидуальность, систематичность, постепенность Профилактические мероприятия по снижению заболеваемости детей: создание условий для двигательной активности детей; организация рационального питания; витаминизация в течение года: овощи, фрукты, соки; диагностика уровня физического развития; обследование психоэмоционального состояния детей психологом; диспансеризация детей детской поликлиникой; обследование логопеда. Закаливающие мероприятия: - приём детей на свежем воздухе; - проветривание помещений; - воздушные ванны; - гимнастика после дневного сна; - ходьба босиком по ребристой доске; - мытьё рук водой комнатной температуры. Особое внимание коллектив детского сада уделяет адаптации вновь поступивших детей. Для них устанавливаются щадящий режим и неполный день пребывания. Также для адаптации детей создаются следующие условия: проводится консультирование родителей; осуществляется индивидуальный подход к каждому ребёнку; формируется гибкий режим дня и предметно - развивающая среда в группах; ведётся постоянный контроль физического и психического состояния детей. При поступлении детей раннего возраста в детский сад зафиксирован один случай дезадаптации детей в условиях детского сада, из – за болезни ребёнка. Адаптация детей в ДОУ Количество Адаптированные Степень адаптации % поступивших Лёгкая Средняя Тяжелая детей Младшая 8 чел.- 100% 6ч. – 75 % 2ч. – 25 % разновозрастная группа Группа раннего 15 ч. – 100 % 1 ч. - 6,6 % 13 ч. – 86,8 % 1 ч. – 6,6 % возраста Положительная результативность по адаптации детей к детскому саду достигнута за счёт: планирования воспитателями работы в адаптационный период на основе игровой деятельности, предварительного консультирования родителей перед приёмом детей в детский сад, ознакомление родителей через памятку с перечнем мероприятий, способствующих более быстрому привыканию детей к детскому саду, информационную листовку с содержанием адаптационно-оздоровительных мероприятий, продуман алгоритм приёма детей с учётом психофизических особенностей каждого ребёнка. Во всех возрастных группах проводится по два физкультурных занятия. Дополнительное третье занятие проводится на воздухе. Используются различные виды занятий: традиционные; игровые; учебно-тренировочные; сюжетные и др. Для достижения результатов в овладении движений используются различные способы организации детей на занятии, учитывается последовательность при обучении, сочетание нового материала с его закреплением и повторением. На физкультурных занятиях осуществляется индивидуально-дифференцированный подход к детям: при определении нагрузок учитывается уровень физической подготовки и здоровья. Для реализации задач физического воспитания большое внимание уделяется повышению двигательной активности детей и правильному ее регулированию. Системная работа по физическому воспитанию включает в себя следующие формы работы: утреннюю гимнастику; гимнастика после сна, физкультурные занятия, физкультминутки, подвижные игры и игровые упражнения, активный отдых, прогулка, индивидуальная работа с детьми. Педагоги и педагог - психолог определяют степень готовности детей к школьному обучению. Диагностика детей подготовительных групп по сформированности предпосылок готовности к обучению в школе, проведенная в сентябре-октябре, позволяет обеспечить личностно-ориентированную модель и индивидуальный подход в воспитании и образовании детей. Результаты диагностики обсуждаются на педсовете и формируются психолого-педагогические рекомендации по повышению уровня готовности к школьному обучению для каждого ребенка подготовительной группы. В течение года процесс воспитания и образования детей строится с учетом рекомендаций и приводит к повышению готовности к школьному обучению. Диагностика готовности к школьному обучению в апреле подтверждает это. Результаты мониторинга уровня подготовки детей к обучению в школе Уровень освоения Уровень психологической Уровень сформированности программного материала, % готовности к обучению в интегративных качеств, % школе, % Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года Уровни освоения программы (высокий, средний, низкий) 16 80 4 26 73 1 10 30 60 40 55 5 0 70 30 62 24 14 6. Организация питания Питание – одно из ключевых факторов определяющих качество и жизнь ребёнка, его рост и развитие. В ДОУ питание организовано в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13 Для детей с 10,5 часовым пребыванием – питание 3-х разовое. Оптимальный прием пищи с интервалами не более 4-х часов. Распределение общей калорийности суточного рациона питания для детей с 10,5 часовым пребыванием составляет: завтрак – 25%, 2 – й завтрак – 5%, обед – 35 %, уплотнённый полдник – 30%. Питание сбалансировано и построено на основе 10-дневного меню, с учётом потребностей детского организма в белках, жирах, углеводах и калориях. Третье блюдо витаминизируется аскорбиновой кислотой. В рационе круглый год присутствуют овощи, фрукты и соки. На каждое блюдо имеется технологическая карта. Пищевые продукты, поступающие в ДОУ, имеют санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии их санитарным правилам. Не допускаются к приему пищевые продукты без сопроводительных документов, с истекшим сроком хранения и признаками порчи. 7. Обеспечение безопасности воспитанников МБДОУ детского сада № 1 г.Донецка Обеспечение безопасности ДОУ является одним из важнейших направлений работы. Ежегодно проводятся мероприятия, направленные на формирование системы безопасности ДОУ: 1. Все сотрудники своевременно проходят инструктажи по обеспечению безопасности и жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении. 2. В детском саду в дневное время постоянно дежурит сотрудник ДОУ, согласно графика дежурства, в выходные дни - дневной сторож, в ночное время - ночной сторож. 3. Установлена «тревожная кнопка» экстренного вызова службы вневедомственной охраны. 4. Установлена пожарная сигнализация. 5. Имеется необходимые средства для пожаротушения. 6. Проводятся учебные тренировки по эвакуации из здания детей в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. 7. Для детей проводятся занятия по формированию основ безопасности жизнедеятельности в быту и на дорогах города. 8. Социальное партнерство Наше дошкольное образовательное учреждение, как и любое другое, является открытой социальной системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды. Детский сад постоянно расширяет возможности сетевого взаимодействия с учреждениями образования, культуры, здравоохранения. Но главным и основным партнером дошкольного учреждения остается родительская общественность, результатом тесного сотрудничества родителей и педагогов в 2019 году стали победы воспитанников и педагогов в конкурсах разного уровня, обогащение предметной среды учреждения, благоустройство территории ДОУ. Взаимодействие с другими социальными партнёрами представлено в таблице: № Цель Объект Мероприятия п/п 1. взаимодействия Создание условий для ведения здорового образа жизни детей и педагогов МБДОУ Детская поликлиника Поликлиника №1 2. Обеспечение безболезненной адаптации детей к МБОУ средняя образовательная школа № 1 Комплексное обследование при поступлении в детский сад и школу; Плановая вакцинация; Консультации детей по направлениям детского сада; Тубдиагностика и профилактическое лечение; Диспансеризация дошкольников; Диагностика и коррекция логопеда; Обеспечение нормативными документами Плановый медосмотр сотрудников Вакцинация сотрудников МБДОУ Посещение праздничной линейки первоклассников (сентябрь); школе Включение МБДОУ в единое информационное пространство по проблемам дошкольного образования и по обмену опытом в городе. Городской методический кабинет ДДТ Обеспечение нормативноправовыми актами деятельности ДОУ; Участие в мероприятиях города; Участие в работе методических объединений (все категории педагогов). Обмен опытом по организации воспитательно-образовательного процесса; Совместная подготовка методических объединений, выставок; Участие в конкурсах и выставках; МБОУ ДСЮШ №2 Краеведческий музей Посещение секции спортивной гимнастики Посещение выставок, экспонируемых музеем. Городской отдел образования ДОУ города 3 Воспитание патриотических чувств Экскурсия в школу детей подготовительной группы (октябрь); Совместное родительское собрание с учителями начальных классов школы (март); Психодиагностическое исследование совместно с психологом школы «Степень готовности детей к обучению в школе» (апрель) Совместные праздники и развлечения (в течение года). Участие в работе проблемных семинаров, круглых столов, конференций (по плану городского методического кабинета); Обучение на курсах повышения квалификации РО ИПК и ПРО (по плану института повышения квалификации). Сотрудничество с каждым учреждением строится на договорной основе. Организация взаимодействия между детским садом и социальными партнерами позволяет использовать максимум возможностей для развития детей. 9. Перспективы развития ДОУ Результаты работы позволяют коллективу стремиться к дальнейшему развитию. Развитие детского сада видим в реализации программы развития и образовательной программы МБДОУ, а также в повышении квалификации педагогов, что позволит применять современные технологии дошкольного образования в работе с детьми, родителями.