Общая характеристика учебного плана.
Учебный план МБДОУ детского сада №1 г.Донецка на 2023-2024
учебный год, является одним из основных документов, регламентирующих
организацию образовательного процесса в ДОУ.
Нормативную базу учебного плана образовательного учреждения составляют:
-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012года № 273ФЗ
-Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных учреждений СанПиН
2.4.1.3049-13
-Гигиенические требования к максимальной нагрузке на детей дошкольного
возраста в организованных формах обучения (инструктивно-методическое письмо
Мин образование РФ 14.03.2000 г. № 65/23-16)
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155)
Учебный план – ведущий документ детского сада, реализующий
содержание образования путем определения количества и названия учебных
предметов на каждую возрастную группу, последовательности чередования и
количества учебных предметов в неделю.
Принципами построения учебного плана являются: полнота, целостность,
сбалансированность, преемственность, соответствие реальному времени, четкая
осознанность.
Учебный план разработан в соответствии с примерной программой
дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы,
Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
Учебный план совместно с организованной образовательной деятельностью
перерабатывается и утверждается ежегодно на августовском педагогическом
совете.
Одной из форм работы с дошкольниками является организованная
образовательная деятельность.
Длительность организованной образовательной деятельности:
- группа раннего возраста(1,5-3 года)– 10 минут;
- младшая группа (3-4года) - 15 минут;
- средняя группа (4-5 лет)– 20 минут;
- старшая группа(5-6 лет)– 25 минет;
- подготовительная к школе группа(6-7 лет) – 30 минут.
При
организации
организованной
образовательной
деятельности
соблюдаются следующие правила:
- через определенное время в каждой возрастной группе после активной
интеллектуальной работы проводятся физкультурные паузы (физкультминутки)
длительностью 1-2 минуты;
- перерыв между занятиями не менее 10 минут;
- начало учебных занятий в 9 час. 00 мин.;
- организованная образовательная деятельность утверждается на
педагогическом совете перед началом учебного года;
- количество видов организованной образовательной деятельности
соответствует ст. СанПиН 2.4.1. 3049-13
Учебный год длится с 1 сентября по 31 мая.
Дети освобождаются от организованной образовательной деятельности
- на период их адаптации к детскому саду;
- на период проведения диагностики.
Педагогическая диагностика результативности работы педагогов с
воспитанниками проводится два раза в год в сентябре и мае учебного года. В
старшей и подготовительной к школе группе проводится диагностика готовности
детей к обучению в школе.
Для проведения диагностики во всех возрастных группах используются
итогово - диагностические виды организованной деятельности без отмены
учебной деятельности.
С целью снижения уровня физической и интеллектуальной нагрузки и
переутомления детей на занятиях познавательного цикла в обязательном порядке
проводятся физкультминутки.
Индивидуальная и совместная деятельность педагога с детьми организуется
без нарушения длительности прогулки.
Учебный план ДОУ учитывает в полном объеме возрастные психофизические
особенности детей и отвечает требованиям охраны их жизни и здоровья.
Регламентирование образовательного процесса на неделю:
- продолжительность учебной недели - пять дней;
- общее количество занятий в неделю в группах:
от 1,5 года до3 лет - 8 занятий (продолжительность – 10 мин)
от 3 лет до 4 лет
- 10 занятий (продолжительность – 15 мин)
от 4 лет до 5 лет
- 11 занятий (продолжительность – 20 мин)
от 5 лет до 6 лет
- 14 занятий (продолжительность – 25 мин)
от 6 лет до 7 лет
- 15 занятий (продолжительность – 30 мин)
Перерыв между занятиями 10 минут. Учебные занятия в ДОУ начинаются в
9.00 часов. Все занятия проводятся в 1 половину дня и во 2 половину дня, в
соответствии с государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и
нормами
в
части
продолжительности
непрерывной
непосредственно
образовательной деятельности.
Организованная
образовательная
деятельность
реализуется
через
организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной,
познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкальнохудожественной, трудовой, а также чтения художественной литературы) или их
интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор
которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от
контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных
образовательных задач. Содержание психолого-педагогической работы включает
совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее
развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по
основным направлениям:
СОЦИАЛЬНОКОММУНИКАТИВНОЕ
РАЗВИТИЕ
Развитие игровой деятельности детей с целью
освоения различных социальных ролей
Формирование основ безопасного поведения в
быту, социуме, природе
Трудовое воспитание
Патриотическое воспитание детей дошкольного
возраста
Развитие математических представлений
Ознакомление дошкольников с природой
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Ознакомление дошкольников с социальным
миром
Поисково - экспериментальная детская
деятельность
Техническое конструирование
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
ХУДОЖЕСТВЕННО ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Развитие словаря
Воспитание звуковой культуры речи
Формирование грамматического строя:
Развитие связной речи
Формирование элементарного осознания
явлений языка и речи
Воспитание любви и интереса к
художественному слову
Формирование элементарных представлений о
видах искусства
Художественно-изобразительная деятельность
Творческое конструирование
Развитие музыкальности детей и их
способности эмоционально воспринимать
музыку
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Гармоничное физическое развитие
Формирование основ здорового образа жизни
Здоровьесберегающие технологии
Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических,
интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе
освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими
специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим
сопровождением, в соответствии с возрастом детей основными направлениями
их развития.
В МБДОУ на учебный год осуществляют образовательную деятельность 3
группы:
1 - группа раннего возраста (1,5-3 года);
2 - младшая разновозрастная группа (3-5 года);
3 - старшая разновозрастная группа (5-7 лет).
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Количество НОД в неделю
младшая
группа
средняя
группа
Физическая культура в помещении
группа
раннего
возраста
2
старшая подготовите
группа
льная
группа
2
2
2
2
Физическая культура на воздухе
1
1
1
1
1
Ознакомление с окружающим миром
1
1
1
1
1
ФЭМП
1
1
1
1
2
Развитие речи
2
1
1
2
2
Рисование
1
1
1
2
2
Лепка
1
1 раз
1 раз
1 раз
1 раз
в 2 недели
в 2 недели
в 2 недели
в 2 недели
Аппликация
-
1 раз
1 раз
1 раз
1 раз
в 2 недели
в 2 недели
в 2 недели
в 2 недели
Музыка
2
2
2
2
2
Продолжительность НОД (мин)
10
15
20
25
30
Итого:
10
10
10
12
14